Уже довольно давно на полках магазинов можно наблюдать любопытное явление: 940 мл кефира вместо одного литра, упаковка риса весом в 900 г вместо положенного килограмма. Продукты привычного объема стало практически невозможно найти. Производители шоколада уменьшают вес плитки на несколько граммов, то же самое происходит с кофе, йогуртами и прочим. Цена при этом остается прежней.
Шринкфляция. Что это такое и причины ее появления
Шринкфляция — это когда производитель уменьшает вес продукта в упаковке, оставляя цену без изменений. Термин образовался от английского слова «shrink» (сжиматься). Это популярный маркетинговый ход, направленный на уменьшение издержек производителя, популярный не только в России, но и по всему миру.
Стоимость сырья и производства постоянно растет, что неизбежно сказывается на конечной стоимости продукта. Подобная ситуация чревата для продавца падением спроса, так как потребители традиционно ищут наиболее выгодные предложения. Чтобы не повышать цены и удержать внимание покупателей, производители решают положить в упаковку немного меньше продукта, сохранив цену на том же уровне. Таким образом создается видимость стабильности, людям кажется, что цены не растут. На самом деле это не так, просто их рост не происходит резко.
Основные причины шринкфляции:
-
общий спад экономики;
-
рост цен;
-
падение доходов населения;
-
девальвация национальной валюты;
-
недобросовестность отдельных производителей.
Повлиять на эти факторы может государство. Принятие комплексных экономических мер способно исправить ситуацию. Однако, наказать производителей государство не может, поскольку в законодательстве нет требований к весу товара.
Что делать покупателю, чтобы не попасть в ловушку
Ошибиться с покупкой может каждый, так как визуально различия в массе и объеме практически не видны. Однако при более детальном подходе можно заметить, что пиво сегодня продается в банках по 0,43 л, а вес макарон, сладостей, молочных продуктов уменьшен по крайней мере на 5-50 гр. Покупатели должны быть особенно внимательными в магазинах. Вот несколько советов:
-
читайте информацию на упаковке и проверяйте вес продукта перед покупкой;
-
старайтесь сравнивать стоимость аналогичных товаров не за упаковку, а за кг или литр: тяжело сравнивать две пачки гречневой крупы от разных производителей весом в 900 и 800 гр, лучше посчитать цену за кило, тогда выгода будет сразу видна;
-
обращайте внимание на продукцию новых или малоизвестных брендов: часто небольшие региональные производители более честны с покупателями, чем раскрученные марки, продукцию которых и так купят благодаря рекламе.
К сожалению, шринкфляция не уйдет в ближайшее время, скорее она только будет набирать обороты. Остается надеяться, что со временем все меньше компаний будет прибегать к такому способу компенсации своих затрат.
Комментарии