Все виды упаковки товара: классификация по назначению, функциям и материалам

24 декабря 2021
41199
Все виды упаковки товара: классификация по назначению, функциям и материалам
Содержание

Перечислить все существующие способы и виды упаковки можно, но это бессмысленно. Каждый день появляются новые товары и, соответственно, новые упаковки. Ведь именно так называют оберточную бумагу и почтовый конверт, стеклянную бутылку и картонную коробку, стрейч пленку и контейнер для танкерных перевозок по морю.

Упаковка – оболочка для предотвращения потерь и повреждений товара, а также для соблюдения условий его транспортировки, хранения, реализации и использования потребителем. Также она защищает окружающую среду от загрязнения содержимым тары. Наконец, площадь любой коробки, бочки, бутылки или пачки можно использовать для рекламных посланий, чем активно пользуется маркетинг.

Упаковка – оболочка для предотвращения потерь и повреждений товара

Часто применяется сложная тара, включающая группу элементов – разных по форме и назначению упаковочных материалов. Скажем, паллет, обернутый стрейч лентой, состоит из 60 коробок, каждая из которых включает 12 герметичных банок, разделенных картонными перегородками и обложенных пузырьковой пленкой. Группа этих материалов – классическая комбинированная транспортная упаковка.

Поскольку тара имеет важное значение во всех сферах деятельности, существуют и способы ее классификация по функциям, назначению, типам материалов и способу утилизации.

Функциональная классификация упаковки

Начнем с классификации по функциям, поскольку от них зависит определение назначения, конструкции, формы и внешнего вида любой тары. Все виды упаковок товара можно условно разделить по функциям.

1. Сохранность товара

  • Внешняя тара и её внутренние элементы предотвращают механические повреждения – трение, сжатия, ударов, вибрации, падений и т.д.

  • Непромокаемые, солнцезащитные и термоизоляционные материалы предохраняют товар от природных воздействий – влажности и осадков, прямых солнечных лучей и перепадов температуры.

  • Герметичная и стерильная упаковка – способ исключить контакт груза с микробами, насекомыми, птицами и животными.

  • Целая и неповрежденная упаковка гарантирует, что ее не вскрывали и объект не подменили. То есть, упаковка имеет значение в сфере социального контроля и сохранения конфиденциальности потребителя.

2. Информирование и реклама

  • На упаковке указываются традиционные данные о содержимом – определение объема и веса, время изготовления, состав и свойства, комплектация, модель, ингредиенты в процентном соотношении и т.д. Там же текстом или графически выполняют инструкции по применению, схемы сборки и предостережения типа «Беречь от детей».

  • Внешняя упаковка маркируется символами типа «хрупкий груз», «беречь от влаги» или «не наклонять», сообщающие работникам сферы логистики нюансы при хранении и транспортировке данного товара. Данные пиктограммы международные, все логисты и грузчики мира понимают, что они означают.

  • Для таких товаров, как лампы дневного освещения, ртутных градусников, литиевых батареек и ряда других на упаковке обязательно присутствуют рекомендации по его безопасной утилизации после выработки ресурса.

  • Площадь упаковки, какой бы она ни была, используется в качестве дополнительной рекламной площадки. Невозможно перечислить названия, бренды, логотипы и слоганы, которые, как вы знаете, присутствуют на любой таре. Здесь же добавляют информацию об акциях и скидках.

3. Оптимизация пространства, логистики и применения товара

  • Единая упаковка позволяет без потерь доставлять комплекты – батарейки в группе с техническим средством, смартфоны с зарядными устройствами или классические наборы косметики.

  • Тара и упаковка с ручками, коробки с отверстиями для ладоней, петли для строп и поддоны с выемками под вилы погрузчика необходимы, чтобы упростить и ускорить все логистические операции – хранение, перемещение по складу и доставку покупателю.

  • Сыпучим, жидким, желе- и газообразным товарам упаковка придаёт объём и форму, удобную для складирования, транспортировки и продажи.

  • Если вы знаете стандартный вес, содержащийся в таре одного типа, это упрощает учет и инвентаризацию товара на всех этапах логистической цепочки.

  • Часто упаковка является полезным элементом самого товара, скажем, пачка кетчупа с клапаном для выдавливания, небольшая мельница на перечнице, коробочка с ложами для хранения наушников или отвинчивающаяся крышка бутылки. Эти элементы делают процесс потребления товара комфортным для покупателя.

Понятие формы упаковки

Фантазия дизайнеров порождает уникальные виды упаковок товара, скажем, бутылки для алкоголя в форме оружия или флакон духов с изгибом женского тела. Такие разновидности классификации не поддаются. Однако и эти оригинальные товары при транспортировке упаковывают в одну из следующих базовых форм:

  • Классические короба – обычно предметы строгой квадратной или прямоугольной формы, хотя сегодня при желании можно заказать и получить коробки любой геометрической формы. Коробки делают из картона и дерева, металла и пластика, они бывают склеиваемые и складные, с замками и крышками, в виде ящиков с выемками разной формы и сплошные.

  • Пакет, мешок, кулёк – рукав ткани, бумаги или полиэтилена с одной замкнутой для получения дна горловиной.

  • Цилиндр – к этому типу относятся бочки, бутылки, банки, баллоны и т.д., которые могут быть выполнены из самых разных материалов. Сюда же могут отнестись любые рулоны, скрутки и бухты.

  • Оболочка – к ней относятся всевозможные тенты, обёртки и пленки, обволакивающие товар и принимающие его форму.

Отдельно стоят вспомогательные элементы, такие как стропы и сети, внутренние прокладки для разделения предметов внутри транспортной тары, уголки для усиления ребер жесткости и т.д., всего не перечислить.

Классификация упаковки по назначению

Принято выделять несколько видов упаковок по назначению.

1. Промышленная и логистическая тара

Используется при доставке и хранении сырья и комплектующих, на производствах и на всех этапах логистических цепочек как пищевых, так и непродовольственных продуктов. Главными требованиями к промышленной таре являются надежность, устойчивость к различным типам воздействий и долговечность.

Привлекательный дизайн не является обязательным требованием к такой упаковке, хотя многие компании ставят свои логотипы на товарных вагонах и контейнерах, не говоря уже о поддонах, ящиках, коробках и бочках.

Производственная и логистическая тара часто маркируется манипуляционными символами, которые определяют правила работ с грузом. Те самые «Зонтик с капельками» и «Чёрный бокал», значение которых соответственно беречь продукт от влаги и обращаться более осторожно ввиду его хрупкости.

Выделяют 2 основных понятия в сфере промышленной тары.

  • Жесткая транспортная тара изготавливается из крепких материалов, таких как дерево, металл и полимерный пластик. К этому типу относятся ящики, канистры, контейнеры, бочки, цистерны. Основным преимуществом жёсткой упаковки является сохранение формы упаковки и защита ее содержимого от внешних воздействий.

  • Мягкая транспортная тара объединяет под этим общим названием чехлы и сетки, стрейч плёнку, мешки и тюки. Главным достоинством мягкой упаковки является ее малый вес и размер в сложенном состоянии без содержимого.

2. Потребительская упаковка

Данный вид упаковки во всём многообразии можно увидеть на прилавках и стеллажах магазинов. Потребительская тара продается неотрывно от товара и включена в его цену. В большинстве случаев, до попадания в торговый зал потребительская тара защищена логистической.

Для потребительской упаковки характерны яркое оформление и привлекательный дизайн, ведь её задача – обратить на себя внимание потребителя и заставить его совершить покупку прямо сейчас.

Подобно транспортной потребительская тара делится на мягкую и жесткую.

  • Мягкая потребительская упаковка легко меняет форму в зависимости от степени заполнения продуктом. типа и формы товара, степени наполненности товаром. Такая упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий и полностью автоматизировать процесс упаковки. Примерами мягкой упаковки могут служить целлофановые пакеты, бумажная обёртка, вакуумная плёнка. 

  • Жесткая потребительская тара предназначена для сохранения товара от деформации. Поэтому она отличается механической прочностью, надежностью и практичностью в применении. Недаром опустевшие банки, канистры и бутылки ещё долго после употребления содержимого служат в домашнем хозяйстве для хранения сыпучих и жидких продуктов.

3.       Специальная тара

Используется для консервации и захоронения радиоактивных и химических отходов, хранения потенциально опасных веществ – биологических, взрывчатых, отравляющих и т.д. Также понятие специальная упаковка применяется в медицине для хранения медикаментов, донорской крови и тканей в определенных условиях. Такая тара подвергается особому учёту и контролю.

Классификатор по дизайну упаковки

Современный потребитель из двух совершенно одинаковых товаров выберет тот, что красивее оформлен, даже если цена конкурентного аналога ниже.

Концептуально дизайн упаковки классифицируют по трем основным типам.

  • Полностью прозрачная упаковка позволяет оценить продукт визуально. Поэтому данная концепция отлично подходит для продажи цветов, сувениров, детских игрушек и предметов декора. Также характерна для непродовольственных продуктов, спокойно реагирующих на воздействие света.

  • Глухая, непрозрачная тара имеет большую площадь для размещения информации, как рекламного, так и прикладного характера – описания, инструкции, нюансы эксплуатации продукта и т.д.

  •  Комбинированная упаковка – непрозрачная за исключением небольшого окошка для ознакомления с содержимым. Позволяет сочетать преимущества обоих предыдущих типов тары.

Единых правил для дизайна упаковки не существует – это всегда результат совместного творчества художников и продуктологов.

Классификация тары по версии Википедии

Несмотря на то, что в официальных документах такое разделение не фигурирует, предложенная Википедией классификация упаковки кажется нам наиболее простой и удобной для человека, далёкого от отрасли производства и профессионального применения упаковки.

  1. Упаковочные материалы

Такое название носят изделия, созданные исключительно в качестве основных или дополнительных элементов упаковки. К таким материалам относятся отливки из пенопласта, пузырчатая и стрейч-плёнка, шпагаты, стропы и пластиковая лента, уголки и цепи, оберточная бумага и другие заполнители внутреннего объёма тары.  Некоторые упаковочные материалы, такие как термоусадочная плёнка, применяются с помощью специальных агрегатов.

Не стоит путать упаковочные материалы с материалами для создания упаковки. Некоторые товары премиум качества поставляются в упаковках из дорогих пород дерева или драгоценных минералов. Но разумеется, даже в этом случае эбеновое дерево или серебро к упаковочным материалам относить нельзя.

2. Предметы тары

Сюда относятся все типы тары, с которыми потребитель так или иначе взаимодействует в ходе использования продукта, а часто и после него. Пачки, бутылки, пакеты и банки участвуют в потреблении продукта, придавая процессу комфорт.

Поскольку предметы для упаковки являются самостоятельными изделиями, нередко они собираются и используются производителями повторно. Яркий пример – пункты приема стеклотары, после которых бутылки моют, дезинфицируют и отправляют в повторный цикл производства.

3. Устройства-упаковки

К данному типу относятся изделия из нескольких элементов, действующих как единый механизм. Скажем, пивные кеги с манометрами и кранами высокого давления. Или кнопочные распылители на баллонах с краской, удобные для малярных работ. Или раскручивающаяся гильза губной помады.

Утилизация упаковки

Сегодня во всём мире как никогда остро стоят вопросы экологической повестки. Общественность считает, что производитель должен заботиться о своей продукции не только до продажи её потребителю, но и после. Поскольку финальным аккордом жизни упаковки является её утилизация или переработка для повторного использования. Данный подход наблюдается как для пищевых, так и для непродовольственных товаров.

Это одна из причин популярности гофрокартона, который бесследно разлагается в природных условиях менее чем за полгода. Для определения метода работ по утилизации тары на нее наносится специальная маркировка. Чаще всего это логотипы экологических фондов и обществ по защите окружающей среды, выступающих гарантами соответствия данной упаковки требованиям природной безопасности. Однако это уже к видам упаковки не относится.

Заключение

Теперь вы знаете наименования и методы классификации видов тары по функциональности, типам используемых материалов, назначению и даже по версии Википедии. Надеемся, что эта статья поможет вам определиться с оптимальной тарой для вашего товара.

Если материал оказался полезным, подпишитесь на наш блог – мы постараемся, чтобы вы не скучали и получали самую актуальную информацию по теме упаковки и в сопутствующих отраслях. Если же у вас остались вопросы, задайте их в комментариях. Мы постараемся ответить в меру своей осведомленности и экспертизы.



Комментарии

Найдено: 2 комментария
Влаимир
29.03.2022 08:33:54
у себя в магазине используем разные виды упаковки в зависимости товара, но мне удобнее всего работать с гофротарой
Ренат
28.03.2022 10:08:43
Очень подробно расписана расшифровка маркировки товаров, так что теперь буду знать, что значат знаки на упаковках
1
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий на статью заполните форму ниже
Имя
Комментарий