Требования к упаковке продукции

18 января 2022
8575
Требования к упаковке продукции

Производители и продавцы несут ответственность за качество и целостность, свойства упаковочных материалов. Назначение, определение понятия и основные позиции прописаны в ГОСТ 17527-2014. Требования к упаковке и маркировке разных видов продукции установлены рядом постановлений и нормативных актов.


Общие правила и положения по качеству упаковки 

Технические требования к упаковке определяются условиями транспортировки и хранения товаров, их назначением и свойствами

- Упаковка обеспечивает целостность вложенного внутрь содержимого, подходит по размерам и форме, если она не вакуумная. Правила не допускают размещения хрупких предметов в слишком свободной, твердой таре без амортизирующих прокладок.

- При необходимости, тара обеспечивает герметичность. Это касается жидких веществ, ароматической и косметической продукции, лекарственных товаров и средств личной гигиены. Если товар требует притока воздуха, вентилирования во время хранения и перевозки, ее перфорируют или изначально делают с отверстиями, решетчатой.

- Любой тип тары соответствует установленным санитарно-гигиеническим стандартам. Она безопасна для потребителей, детей, домашних животных. Не должна выделять токсичных, вредных для организма, веществ, быть слишком хрупкой.

- На наружной стороне указывают технические, эксплуатационные данные продукции, с названием бренда. Наклеивают этикетки, маркируют специальными символами, отвечающими установленным стандартам.

- Для замороженных продуктов, товаров, перевозимых в морозы без обогрева, подбирают материалы с морозостойкими свойствами. Они не должны изменять свои свойства или трескаться от холода.

- Для хрупких предметов выбирают определенные материалы, со способностью амортизации ударов – пупырчатую пленку, гофрированный многослойный картон.

- Баллоны-распылители для косметических и бытовых средств, емкости для химических составов, газов, закачиваемых под давлением, должны выдерживать серьезные нагрузки на разрыв, быть герметичными.

- Тара должна отвечать общим стандартам по технологичности, удобству конструкции, унификации. Не создавать трудностей при хранении, складировании и транспортировке. Пункты, определяющие данные параметры, перечисляют в договорах о поставках. 



Выполнение требований стандартов к упаковке обеспечивает сохранность презентабельного внешнего вида и потребительских свойств продукции. Красочное оформление тары способствует повышению продаж, раскрутке бренда. А указания, обозначения и правильная маркировка дают потребителям исчерпывающую информацию.


Виды упаковки

Современная промышленность выпускает упаковочные материалы и тару для продовольственных товаров и промышленных изделий в широком ассортименте. Упаковка классифицируется по следующим признакам:

- металлическая. Включает листовую фольгу, баллоны и банки, бочки и фляги, кеги и канистры, тюбики, барабаны. Используется для упаковки и хранения пищевых продуктов, изделий парфюмерной и фармацевтической промышленности, потребительских товаров;


- деревянная. Изготавливается из древесины недорогих пород деревьев, за исключением бочек для выдержки вин и коньяков, шкатулок для штучного товара. Используется для упаковки продуктов питания, плодо-овощной продукции, табачных и спиртных изделий, сувениров. Качество древесины должно соответствовать стандартам ГОСТа;


- бумажная и картонная. К данной категории относятся: коробки и пачки; пакеты и лоточки по размерам; мягкая и твердая обертка; фантики и кульки. Материал может быть жиро- и влагонепроницаемым, фольгированным, из пергамента. Его используют для расфасовки готовой к употреблению пищевой продукции, полуфабрикатов и небольших бытовых, потребительских изделий. Упаковки игрушек, домашнего текстиля, косметики. В большие коробки упаковывают крупногабаритные товары. Также они служат внешней упаковкой для штучных изделий, определенного количества расфасованного товара;


- текстильная. Материал производится из натуральных растительных или искусственных волокон, в виде мешков разных размеров, мешочков, фигурных изделий. Область применения – расфасовка и упаковка продовольственных и непищевых товаров. Маркировка наносится на поверхность, в виде наклеек, типографской печати, штампов;


- стеклянная. Это флаконы, банки и бутылки, бутыли, ампулы и баллоны. Материал является химически нейтральным, влагонепроницаемым. Обеспечивает надежную герметичность, качество и безопасность лекарственных составов, потенциально опасных, едких жидкостей. В такую тару ГОСТ рекомендует разливать соки, газированные и негазированные напитки, вино-водочную продукцию. Необходимую информацию указывают на этикетках;


- керамическая тара используется для упаковки пищевых продуктов, парфюмерии. Очень редко – для мелких бытовых изделий;


- полимеры – материал универсального назначения. Широко применяется для вакуумной упаковки готовых продуктов, полуфабрикатов. Благодаря уникальным свойствам, используется при расфасовке и в качестве заводской, внешней упаковки;


- из комбинированных материалов. В такой упаковке сочетаются разные типы материалов, улучшая ее основные эксплуатационные и защитные свойства, придавая эстетичный внешний вид. 


Используемое для изготовления тары и крышек сырье должно быть определено типом продукции. Не допускается помещать жидкие вещества в водопроницаемую упаковку, или фасовать готовые к употреблению продукты в непищевой пластик. За нарушение нормативных постановлений предусмотрена уголовная или административная ответственность.


Правила упаковки по виду и типу продукции


Определенные виды товаров требуют особенного подхода к их упаковке. Аппаратуру и бытовую технику необходимо оберегать от прямых солнечных лучей, ударов и больших давящих нагрузок. Для детских игрушек, конструкторов важны безопасность и удобство использования. Соответственно, упаковку необходимо подбирать именно под ту продукцию, на которой специализируется предприятие.



  • Вакуумная упаковка в виде пленки или пакетов широко применяется для расфасовки мяса, сыров, ягод и колбас, фруктов, орехов. Позволяет сохранить аромат и свежесть сухих продуктов – специй, кофе, чая. Защищает металлические детали от коррозии. 

  • Товары с мелкой фасовкой в пачках, патчах, коробочках или пакетах укладывают в большие коробки в определенном количестве.

  • Хрупкие предметы, стеклянные емкости прокладывают пупырчатой пленкой, слоями картона или устанавливают в отдельные гнезда в ящиках. Для деликатных изделий обязательно наличие внутренних амортизирующих прокладок из вспененной пленки, гофрированной бумаги, вкладышей или салфеток.

  • Комплекты из фигурных изделий, посуды, инструментов или конфет укладывают в гнезда по размеру из пластика, обитого мягкой тканью дерева.

  • Требования к упаковке жидких и газообразных товаров повышены. Необходима герметичная тара из прочного и стойкого материала. Если используются мягкие, пластиковые пакеты, тюбики, то они должны быть надежно запаяны и выдерживать серьезные сдавливающие нагрузки.



В случае потенциальной опасности, предъявляются особые требования к упаковке продукции. К данной категории относятся:

- бытовые и лекарственные аэрозоли;

- чистящие химические составы бытового назначения и для автомобилей;

- горюче-смазочные вещества;

- лакокрасочные товары;

- концентрированные кислоты и щелочи.

Материал емкости не должен реагировать с содержимым, изменять свою структуру или свойства продукта. В случае опасности воспламенения, материал не должен накапливать статическое электричество, давать искры при ударе. Тара должна быть герметичной и плотно укупоренной. 



Знание общих правил по выбору упаковки позволяет максимально сохранить свойства товара, без ущерба для его эксплуатационных качеств. Чтобы привлечь внимание потребителей, стоит подобрать говорящее название, перечислить достоинства товара на этикетке.


Требования к упаковке продуктов

Производство и реализация продукции пищевого назначения требуют точного следования технологическому процессу, соблюдения определенных норм и правил. Она должна быть полностью безопасна для потребителя, сохранять свежесть и красивый внешний вид от конвейера до стола. Именно поэтому к упаковке продовольственной продукции предъявляются повышенные нормы.

- Полная совместимость с содержимым упаковки. Тара не должна влиять на свойства или отдельные компоненты, изменять их характеристики или вступать в химические реакции.

- Для готового к употреблению товара продовольственного назначения используют материалы, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. Они полностью безвредны для людей, домашних животных. Не выделяют токсинов даже при нагревании.

- Технологические нормы предусматривают практичность и удобство использования. Упаковки снабжают специальными язычками, клапанами для вскрытия. Они имеют эргономичную форму, удобную для хранения на складе или в холодильнике.

- При разработке учитывают технические характеристики, отвечающие за транспортировку. Тара должна быть герметичной, достаточно прочной, определенного размера. Последний параметр рассчитывается по количеству товарных мест в общей большой коробке или сетке.

- При хранении, перевозке, в процессе продажи, упаковка должна стойко выдерживать все нагрузки и воздействия. К ним относятся: статическое электричество, удары и сдавливание, неаккуратные броски, воздействие влаги и разных температур, давление внутренней среды. 

- Если товар подлежит заморозке, то основные технические требования к таре – это ее морозостойкость.



Выбирая тип и вид упаковки для пищевых продуктов, необходимо помнить о ее эстетичности. Запоминающийся дизайн с характерной для данного продукта символикой – это лучший инструмент продвижения. Красочная печать, наклейки отвечают за формирование мнения потребителей и положительный имидж бренда.


Технические требования к упаковке от ТС 

ТР Таможенного союза 005/2011 устанавливает ряд правил на территориях, входящих в ТС.

- К обращению допускается упаковка, прошедшая необходимые проверки. Она должна соответствовать требованиям и техническим регламентам, установленным ТС.

- Укупорочные средства, не соответствующие стандартам, не могут быть маркированы единым знаком ТС.

- Упаковка товара должна проектироваться и изготавливаться с таким расчетом, чтобы максимально обезопасить потребителей любого возраста.

- Состав, вид и стойкость упаковки, условия ее хранения и утилизации, должны соответствовать определенным нормативным документам.

При несоответствии упаковки и маркировки установленным стандартам, товар не допускается к обращению на территориях Таможенного союза.


Упаковка товара – это не просто защитный слой, позволяющий донести продукцию до потребителя в презентабельном виде. Это возможность разработать эксклюзивный дизайн, подать продукт «лицом», сделать его узнаваемым.



Комментарии

Найдено: 3 комментария
Федор
04.04.2022 18:21:13
Сколько не смотрю, везде разные требования к упаковке, это от продукции зависит, я понимаю, но как будто не только от нее. Кто нибудь понимает, в чем дело?
Мирон
28.03.2022 18:38:51
Меня больше напрягает, что требования к упаковке частенько меняются у маркетплейсов, при том что продаю один и тот же товар. А так спасибо за материал, было полезно
Илья
28.03.2022 10:11:35
вообще сейчас заметил, что требования к упаковке товара сильно возросли, раньше таких проблем не было, упаковали и ладно. сейчас чуть ли не к каждому виду товара свои требования
1
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий на статью заполните форму ниже
Имя
Комментарий