Для каждой цели — свой гофрокартон

16 марта 2022
16376
Для каждой цели — свой гофрокартон
Содержание

Гофрокартон — это один из самых популярных упаковочных материалов. В 2020 году в одной России произвели три тысячи квадратных километров — этим можно выстелить всю Москву, и останется на половину Санкт-Петербурга.Рассказываем, что нужно знать о видах гофрокартона и типах его составляющих, чтобы правильно выбрать упаковку.

Структура гофрокартона

Чтобы лучше представить, что такое гофрированный картон, вспомните трюк с урока физики: между двумя стаканами делают мостик из листка бумаги, и кладут на него монетку. Как и ожидается, лист прогнется, и монета упадет. Но если сложить бумагу гармошкой, мост выдержит намного больше. Волнистая поверхность делает его жестким.

Если повернуть лист так, чтобы волны шли не вдоль мостика, а поперек, он провиснет. Поэтому сверху и снизу к гармошке приклеивают прямые листы, которые держат ее на одной линии.

Это и есть структура гофрокартона: прочный «бутерброд» из волнистых и прямых слоев. В такую упаковку можно класть тяжелые вещи, ее не страшно штабелировать и перевозить. Отдельные виды так же прочны, как дерево.

Другие характеристики гофрокартона:

  • Экологичность: для картона не нужно много древесины, его часто делают из переработанной макулатуры. Коробки быстро разлагаются, их можно сдать на повторную переработку.

  • Низкая цена: производство не требует дорогостоящих материалов и технологий.

  • Малый вес: сокращаются расходы на транспортировку.

Волнистые слои гофрированного картона называют флютингами, а плоские слои — лайнерами. Трехслойный картон из двух лайнеров и одного флютинга — это самый распространенный тип, недорогой, но достаточно прочный. Всего видов четыре, у каждого свои свойства и применение.

Виды гофрокартона

Гофрированный картон разделяют на следующие виды: двухслойный, трехслойный, пятислойный и семислойный. Количество слоев зависит от назначения упаковки.

Двухслойный гофрокартон

Сделан из одного волнистого слоя и одного прямого, обозначается буквой Д. Двухслойным гофрокартоном разделяют предметы в одной упаковке, чтобы смягчить удары друг о друга при перевозке. Еще из него делают амортизирующие тубусы для ламп и других хрупких предметов.

Для большего, чем амортизация, двух слоев мало — такой картон не держит удар, его легко порвать вдоль гофры. Из-за того, что у него нет второго прямого слоя, гофрированный картон постоянно сворачивается в рулон, и придать ему форму, чтобы сделать упаковку, невозможно.

Трехслойный гофрокартон

Сделан из одного волнистого слоя и двух прямых, обозначается буквой Т. Прямые слои по обе стороны делают его жестким вдоль и поперек, это самый популярный вид гофрокартона для упаковки. Он выдерживает удары при транспортировке, хорошо переносит сдавливание и штабелирование, а еще недорогой и тонкий.

Еще из такого гофрокартона делают ложементы — это вкладыши в коробку, удерживающие товар в определенном положении. Они дают лучше разглядеть продукт, либо защищают его от тряски.

Иногда в отдельный тип выделяют микрогофрокартон — это очень тонкий гофрированный картон из трех слоев. Он не такой жесткий, как обычный, но более гладкий. Микрогофрокартон используют, когда внешний вид упаковки важнее прочности, к примеру, когда товар упаковывают на кассе для подарка.

Пятислойный гофрокартон

Два волнистых слоя и три прямых, обозначается буквой П. Особо прочный картон, выдерживает до 100 килограмм груза. Из него делают упаковку для бытовой техники, мебели и других тяжелых товаров.

Чтобы картон был прочнее, часто используют флютинги с разной длиной и высотой волны. Так нагрузка распределяется равномерно, а удары хорошо амортизируются.

Семислойный гофрокартон

Три волнистых слоя и четыре прямых, обозначается буквой С. Самый прочный гофрированный картон, его используют для нагрузок от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн. В упаковке из семи слоев перевозят тяжелые строительные материалы, а также чувствительное к ударам оборудование.

Еще из такого картона делают рекламные вывески, декорации, плоские муляжи. В жесткости он не уступает древесине, а стоит намного дешевле. А еще гофрокартон легче, что сокращает траты на транспортировку.

Классы гофрокартона

Класс гофрокартона обозначается цифрой от 1 до 4 и показывает его прочность. Из двухслойного гофрированного картона нельзя сделать полноценную упаковку, поэтому у него нет класса. У трехслойного первый и второй классы, у пятислойного — третий, у семислойного — четвертый.


Вид гофрокартона

Класс

Двухслойный (Д)

Нет

Трехслойный (Т)

1

2

Пятислойный (П)

3

Семислойный (С)

4



Если вы определились с типом, в трех случаях из четырех думать над классом нет смысла. Но если в гофрокартоне три слоя, нужно выбирать между первым и вторым классами. Упаковка второго класса, хотя и ненамного, но прочнее (и дороже). Исходите из веса груза, условий транспортировки и вашего бюджета. Недостаточно прочный картон грозит утратой груза, а чрезмерно прочный — лишними расходами.

Марки гофрокартона

Марку обозначают типом по количеству слоев и двузначным числом от 10 до 49, где первая цифра — это номер класса. Чем больше вторая цифра, тем прочнее гофрокартон. Пример: маркой Т27 обозначают трехслойный гофрокартон второго класса высокого качества.

Двухслойному гофрокартону марки не присваивают.


Тип

Класс

Марки

Двухслойный (Д)

Нет

Нет

Трехслойный (Т)

1

Т11, Т12, Т13, Т14, Т15

2

Т21, Т22, Т23, Т24, Т25, Т26, Т27

Пятислойный (П)

3

П31, П32, П33, П34, П35, П36, П37

Семислойный (С)

4

С41, С42, С43, С44, С45



При выборе опирайтесь на соотношение цены и качества. Характеристики — это важно, но гофрокартону не нужно быть прочнее, чем требуется, иначе это ударит по бюджету компании.

Типы флютингов

У флютинга тоже есть типы, их различают по длине и высоте волны. Длиной волны называют расстояние между верхушками соседних складок, а высотой — разницу между нижней и высшей точками гофры. Обозначают типы флютинга латинскими буквами.


Тип флютинга

Другое название

Длина волны, мм

Высота волны, мм

Свойства

K

Большая гофра

Больше 10

Больше 5

Отличная амортизация и экономия материала за счет крупных складок. Такие флютинги используют, чтобы перевезти хрупкие предметы или сократить затраты на транспортировку крупного груза 

A

8,0–9,5

4,0–4,9

B

Точная гофра

5,5–6,5

2,2–3,0

Благодаря небольшим складкам гофрокартон с таким флютингом гладкий, но достаточно прочный, чтобы выдержать груз среднего веса

D

3,8–4,8

1,9–2,1

Менее жесткий, бюджетный аналог типа B

C

Средняя гофра

6,8–7,9

3,1–3,9

Самый распространенный, отличное соотношение цены и прочности. Высокие показатели жесткости и амортизации

E

Микрогофра

3,0–3,5

1,0–1,8

Флютинги для упаковки небольших предметов и случаев, когда внешний вид важнее прочности

F

Тонкий картон

1,9–2,6

0,6–0,9

G

Без названия

Меньше 1,88

Меньше 0,55



В пятислойном и семислойном гофрокартоне часто сочетают разные флютинги, это делает листы прочнее. Еще, комбинируя разные гофры, упаковку делают прочной и эстетичной одновременно. Пример с семислойным гофрированным картоном: у ближайшего к внешней стороне флютинга тип G, а у других типы B и C. Первый делает упаковку гладкой, а два других амортизируют и защищают.

Материалы

Обратите внимание и на материалы, причем для флютингов и лайнеров они будут разными. Гофру не видно, ей нужна только прочность, а для плоских слоев важна не только жесткость, но и внешний вид.

Для лайнеров

У бумаги для лайнеров есть две классификации: упрощенная и общепринятая. В упрощенной только два вида.

  • Крафт-лайнер: бумага, содержащая не менее 80% чистой целлюлозы (волокна из древесины или макулатуры). Другие 20% — это полуцеллюлоза (очень мелкие волокна), солома и другие материалы, которые делают бумагу более гладкой, гибкой или просто добавляют объем.

  • Тест-лайнер: бумага из вторичного сырья, недорогой, но не такой прочный, как крафт-лайнер. Зато он хорошо поглощает клей, краску и влагоустойчивые пропитки.

В общепринятой классификации материалы обозначают латинскими буквами. Это сокращения от их английских названий.


Тип бумаги для лайнера

Другое название

В упрощенной классификации

Свойства

К

Kraft —  бумага с высоким содержанием целлюлозы

Крафт-лайнер

Состоит в основном из целлюлозы, поэтому очень прочный. Плохо поддается печати

BW

Fully bleached white — бумага из отбеленных волокон

Отбеленный картон с высоким содержанием целлюлозы, хорош для упаковки с принтом. При отбеливании теряет в прочности, но незначительно

MK

Mottled kraft — бумага из беленых и небеленых волокон

Прочность от типа K и цветопередача от типа BW

Т2

Test 2 — с содержанием вторичного сырья до 60%

Тест-лайнер

Недорогой, достаточно прочный для средних грузов картон. Плохо поддается печати

WT

White top — из вторичного сырья с мелованной поверхностью

T2 с частицами мела для легкой печати

OY

Oyster — бумага из беленой целлюлозы и вторичного сырья

По прочности равен T2 и WT. Его крапчатую поверхность используют как элемент дизайна

С

Chip — бумага, почти полностью состоящий из вторичного сырья

По прочности и цветопередаче сильно уступают другим типам. Для бюджетного гофрокартона

Т

Test 3 — бумага, полностью состоящий из вторичного сырья



Для флютингов

Для флютинга внешний вид или возможность печати не важны. Бумагу для гофры различают только по содержанию целлюлозы, то есть, по прочности. Специальных обозначений у видов нет.

Целлюлозы в гофре меньше, чем в лайнерах: если в гофрокартоне много волокон, сделать флютинг из него сложно. Да и не нужно: сама волнистая форма делает слой жестким.


Состав бумаги

Свойства

25-35% целлюлозы

Прочный и гибкий волнистый слой

Полуцеллюлоза 67-75%, вторичное сырье 25-33%

Отличное соотношение цены и качества

Вторичное сырье 100%

Для бюджетного гофрированного картона, не очень прочного, но недорогого



Бумагу для волнистого слоя различают и по механическим характеристикам:

  • Плотность: в граммах на квадратный метр

  • Сопротивление разрыву: в килоньютонах на метр. Показывает силу напряжения при которой слой начинает рваться.

  • Сопротивление торцевому сжатию: в килоньютонах на метр. Если поставить гофру на торец и надавить сверху, сила, при которой слой начинает разрушаться, и будет этим показателем.

  • Сопротивление плоскостному сжатию: в ньютонах. Показывает, при какой силе ломается гофра, когда давят на слой, лежащий плашмя.

  • Допустимая влажность: в процентах от объема картона. Содержание влаги в бумаге, при превышении которого она разрушается.

  • Поверхностное впитывание: в граммах на квадратный метр. Показывает, сколько воды может впитать картон, пока не начнет размокать.

По этим показателям бумагу для гофры разделяют на четыре класса. Их обозначают цифрами от 0 до 3.


Показатель

Мера измерения

Класс

0

1

2

3

Плотность

г/м2

До 140

До 140

80-160

До 160

Сопротивление разрыву

кН/м

От 8

От 9

От 8

От 9

Сопротивление торцевому сжатию

кН/м

От 1,35

От 1,5

От 1,15

От 1,35

Сопротивление плоскостному сжатию

Н

От 310

От 350

От 280

От 330

Допустимая влажность

%

6-9

6-9

6-9

6-9

Поверхностное впитывание

Грамм/квадратный метр

30-70

30-70

30-70

30-70




Клеи

Для упаковки из гофрированного картона используют крахмальный и силикатный клеи. У каждого свои недостатки и преимущества.

Крахмальный клей — натуральный, сохраняет эластичность после застывания. Благодаря этому слои и части упаковки склеиваются надежнее. Минусы: клей быстро растворяется, и если коробка попадет под дождь, то может развалиться.

Силикатный клей называют «жидким стеклом». Как и стекло, он хрупок после застывания, поэтому при ударах или сильном давлении может растрескаться. Еще такой клей не подходит для пищевой упаковки. Но есть и  большой плюс — отличная водостойкость.

Итог

Чтобы правильно выбрать упаковку, нужно знать, какие грузы будут в ней перевозить: пищевые или непищевые, тяжелые или легкие, хрупкие или нет.

От этого зависит:

  • количество слоев в гофрокартоне, из которого сделана упаковка;

  • сколько складок в гофрированном слое, и какого они размера;

  • материал слоев.

Теперь вы знаете, как гофрированный картон влияет на свойства упаковки, и не ошибетесь с выбором. А чтобы вы экономили время, у нас в «Факеле» уже есть готовые предложения для любого применения.

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий!
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий на статью заполните форму ниже
Имя
Комментарий